Причин, по которым компании оформляют факторинг вместо цессии или кредита, может быть несколько. Его используют, чтобы:
1. Не допустить кассового разрыва
Это когда у компании много дебиторской задолженности, но нет денег на текущие расходы: аренду помещений, зарплату сотрудникам, покупку партий расходных материалов.
Компания не ждет, пока покупатели продадут товар и перечислят деньги, а заключает договор с фактором. Получает средства от него и спокойно работает дальше без простоев, недовольства со стороны арендодателей и сотрудников.
2. Увеличить оборот в пик спроса
Факторингом часто пользуется бизнес с сезонным спросом: производители елочных игрушек, санок, купальников. В течение года число продаж низкое, но есть период повышенного спроса.
В этом случае работа с отложенным платежом снижает оборот. Компания ждет оплаты от крупных покупателей и не может позволить себе производство новой партии товара, поэтому упускает выгоду в период повышенного спроса. А по факторингу получает деньги и делает новые поставки, за счет чего растет оборот и чистая прибыль.
3. Заработать больше
Схема с факторингом помогает тем, чья чистая прибыль напрямую зависит от оборота. Например, компаниям, которые занимаются перепродажей — возят товары из Китая и отдают их местным оптовым покупателям.
Отложенная оплата в этом случае тормозит все бизнес-процессы, потому что компании нужны средства на покупку новых партий. Если их нет, она вынуждена ждать и не работать, пока должники не перечислят деньги. А по факторингу получает средства сразу и может сделать еще 2-3 рейса.
4. Дисциплинировать контрагентов
Бывают контрагенты, которые отправляют деньги в последний день или всячески пытаются добиться еще большей отсрочки. Бывает, что компания-покупатель намеренно не оплачивает небольшой по ее меркам долг: ее руководство надеется, что поставщик не будет тратить время на обращение в суд.
Сотрудники компании-фактора знают, как взаимодействовать с должниками, и в случае просрочки направят им уведомление и отправятся в суд.
5. Понравиться оптовым покупателям
Крупные компании и сетевые магазины часто работают с отложенными платежами, потому что это минимизирует риски. Отдают деньги, когда уже реализовали хотя бы часть товара, а не загрузили продукцию на склад и не тратят деньги на ее хранение.
Компания, которая привыкла работать с оплатой продукции сразу после ее получения покупателем, может быть сложно подождать 2-3 месяца: оборот значительно просядет, появится риск кассовых разрывов. Но сотрудничество с крупным сетевым магазином — хорошая возможность роста. Поэтому продавец может использовать факторинг и получить деньги как обычно, в течение пары дней после отгрузки товара.