Управление дебиторской задолженностью: что делать, если вам все должны
Дебиторская задолженность — это деньги, которые должны нам контрагенты. Например, переплаты по налогам и страховым взносам, долги клиентов. Рассказываем о том, как грамотно с ней работать и снизить убытки.Предположим, компания работает с клиентами по постоплате. Сначала отгружает товар, потом получает деньги. Как только покупателем подписаны документы о получении товара, возникает дебиторская задолженность. Она сохраняется до тех пор, пока деньги от клиента не поступят на счет.
Дебиторская задолженность — это неотъемлемая часть бизнеса. Проблема в том, что деньги в ней замораживаются и выпадают из оборота на определенный срок. Собственник не может распоряжаться этими деньгами, из-за просрочек платежей возникают кассовые разрывы. Иногда приходится брать кредит и платить проценты. Плюс возникают риски невозврата: клиент может не заплатить вовремя или вовсе обанкротиться. Тогда деньги пропадут.Виды дебиторской задолженностиПо сроку погашения дебиторская задолженность бывает:
Используем факторингЭто уступка дебиторской задолженности компании-фактору за определенную комиссию. Деньги за отгруженный товар поступят продавцу от фактора сразу же. Если оплаты в оговоренный срок не будет, деньги с должника будет взыскивать фактор. Обращаемся в судЕсли компания-должник не хочет платить, то придется обращаться в суд, чтобы вернуть свои деньги. Но стоит понимать, что это может привести к прекращению сотрудничества.
- краткосрочной — до одного года;
- долгосрочной — больше года.
- нормальная — платеж ожидается в оговоренный срок;
- просроченная — когда сроки, указанные в договоре, истекли.
- сомнительная — не обеспечена залогом или другими гарантиями;
- безнадежная — задолженность, которую невозможно взыскать.
- покупатели — значительная часть дебиторской задолженности приходится на покупателей. При инвентаризации долгов нужно сверить даты оплат и данные из договоров и напомнить клиентам о необходимости оплаты.
- поставщики могут задерживать отгрузку товара, «потерять» платеж или забыть об отгрузке. Нужно проверить, пришел ли весь заказанный товар, по которым осуществлена оплата.
- бюджет и внебюджетные фонды — можно провести сверку с налоговой и ФСС, чтобы определить переплаты. Если не прошел трехлетний срок, деньги можно вернуть по заявлению. Налоговая производит возврат в течение месяца. Если прошло больше трех лет, налоги также можно вернуть, но процедура будет сложнее.
Используем факторингЭто уступка дебиторской задолженности компании-фактору за определенную комиссию. Деньги за отгруженный товар поступят продавцу от фактора сразу же. Если оплаты в оговоренный срок не будет, деньги с должника будет взыскивать фактор. Обращаемся в судЕсли компания-должник не хочет платить, то придется обращаться в суд, чтобы вернуть свои деньги. Но стоит понимать, что это может привести к прекращению сотрудничества.
Списываем долгЕсли компания понимает, что долг взыскать не получится, например, из-за начатой процедуры банкротства, в которой кредиторов очень много, а имущества у должника нет, то единственный путь — списать этот долг. Также при небольшом размере долга, начинать судебное разбирательство может быть нецелесообразно — больше времени и денег будет потрачено на тяжбы.