Рынок ЦФА в России может превысить 1 трлн рублей. Тема цифровых финансовых активов нова и незнакома для бизнеса. Почему факторинг может стать драйвером для внедрения решений в этой сфере и какую роль в этом будут играть открытые партнерства, объясняет в интервью Антон Мусатов, генеральный директор ВТБ Факторинг.
— Почему тема цифровых финансовых активов появилась на рынке именно сейчас? Россия перенимает западный опыт?
— Появление рынка ЦФА в России связано с публикацией закона о них летом прошлого года. Потенциал этого инструмента нельзя недооценивать, поскольку он может стимулировать опережающее развитие целого ряда сегментов финансового рынка, не только факторинга. Его суть состоит в том, чтобы конвертировать традиционный финансовый актив в цифровой формат для его дальнейшего обращения (купли-продажи) на вторичном рынке.
Сегодня Россия формирует рынок ЦФА одновременно с зарубежными странами, в частности Европейским союзом, где сейчас создаются правовые рамки выпуска и обращения разнообразных ЦФА. Проект положения о рынках криптоактивов (MiCa) c сентября прошлого года находится на рассмотрении Европейской комиссии. Ожидается, что единые правила обращения ЦФА в странах ЕС вступят в силу в 2024 году. Но уже сейчас в Австрии есть интереснейший пример использования этого инструмента на рынке сельхозтехники. Физический актив (сельхозтехника) конвертируется в цифровой финансовый актив, который приобретают инвесторы. Таким образом, с их помощью финансируется первоначальная покупка этой техники. А сельхозпроизводители платят за возможность использовать эту технику, постепенно возвращая инвесторам вложенный капитал.
— Вы запускаете проект по ЦФА с «Мастерчейном» и «ГетФинансом». В чем его суть? Зачем в факторинге нужны ЦФА? Почему вы заинтересовались этим инструментом? Как он поможет или уже помог бизнесу группы?
— Действительно, на днях мы публично объявили о выходе на рынок ЦФА в партнерстве с Системой распределенных реестров (оператор платформы «Мастерчейн») и мультифакторной платформой GetFinance. В рамках наших договоренностей мы будем совместно выпускать ЦФА с использованием блокчейн-технологии и сопровождать их дальнейший вторичный оборот.
В этом процессе у каждого участника своя роль. ВТБ Факторинг выступит опорным факторинговым провайдером и первым эмитентом ЦФА под портфель дебиторской задолженности по отношению к крупным заказчикам. ООО «Системы распределенного реестра» станет оператором информационной системы ЦФА на платформе «Мастерчейн», а ООО «ГетФинанс» — оператором обмена ЦФА через мультифакторную платформу GetFinance.
Процесс нашего выхода на рынок ЦФА предусматривает два этапа. Первый мы успешно завершили созданием универсального «Конвертера обязательств ЦФА». Это открытый публичный онлайн-сервис для отбора, классификации и формирования пула денежных требований для последующей эмиссии и обмена ЦФА через платформу GetFinance. Конвертер обязательств включает в себя решение «Цифровой портфель», реализованное на блокчейн-платформе «Мастерчейн».
На втором этапе мы приступим непосредственно к эмиссии и обращению ЦФА. Это произойдет после получения «Мастерчейн» соответствующей лицензии оператора информационной системы ЦФА и получения «ГетФинанс» лицензии оператора обмена ЦФА.
ВТБ Факторинг воспринимает появление ЦФА как стимул для роста рынка факторинга. Разумеется, нам предстоит много сделать в плане повышения информированности потенциальных инвесторов об особенностях и возможностях нового инструмента. Выступая опорной компанией для запуска проекта и сервиса подготовки эмиссии ЦФА, мы на собственном примере демонстрируем возможности нового инструмента для потенциальных эмитентов, заказчиков и партнеров, побуждаем их использовать блокчейн-технологии для выпуска и вторичного обращения ЦФА.
— Как проект с ЦФА встраивается в общую стратегию компании? Какие еще проекты и продукты ВТБ Факторинга поддерживают этот проект?
— В основе первичного актива для конвертации в ЦФА заложены обязательства крупных заказчиков в адрес компаний малого и среднего бизнеса. Несколько лет назад мы открыли для рынка агентский факторинг и программы финансирования поставщиков SCF. Они стали ключевым драйвером рынка, благодаря которому объем факторингового финансирования до сих пор прирастает более чем на 30% в год. А в прошлом году, во время пандемии, программы финансирования поставщиков стали действенным инструментом поддержки компаний МСП и позволили крупным заказчикам сохранить цепочки поставок. Получается, запущенный нами несколько лет назад продукт стал фундаментом для появления следующего.
Сравнимый потенциал для рынка ЦФА имеет и другое наше решение — программы финансирования материальных активов Asset Based Lending (ABL), которые используют крупные предприятия в закупках и для стимулирования продаж.
Полностью здесь - https://www.forbes.ru/brandvoice/446521-rynok-cfa-v-rossii-mozet-prevysit-1-trln-rublej