Временная нехватка денег на обязательные расходы бизнеса, такие как зарплата, аренда, налоги называется кассовым разрывом. Подобные ситуации возникают, когда заказчики оплачивают товар или услуги в рассрочку, а срок выдачи зарплаты уже наступил, или, например, компания закупила большую партию материалов под аванс, а денег на оплату работы субподрядчиков не осталось.
ВАЖНО: не стоит путать кассовый разрыв с убытком.
Убыток – это когда доходов меньше, чем расходов по итогам определенного периода. А при кассовым разрыве компания в итоге может быть в плюсе, но денег не хватает «здесь и сейчас».
Кассовый разрыв опасен тем, что предпринимателю в срочном порядке приходится решать вопрос нехватки денег в кассе, влезать в невыгодные кредиты, а значит, и лишаться части маржи, нести репутационные издержки, допускать потерю кадров из-за возможных задержек зарплат.
Причины кассового разрыва могут быть разные. Их условно можно подразделить на прогнозируемые и форс-мажорные.
Основные причины:
- Необдуманные инвестиции
- Чрезмерный рост управленческих расходов
- Ошибки планирования и распределения финансов: отсутствие графика платежей, резервного фонда, вывод из бизнеса большой суммы
- Дебиторская задолженность: долгосрочные контракты с отсрочкой платежа, недобросовестность контрагентов
- Сезонность бизнеса
Форс-мажорные обстоятельства: санкции, изменения законодательства, рост цен на сырье и логистику, незапланированные ремонтные работы
Избежать или минимизировать риски кассового разрыва можно, если знать о нем заранее и предпринять меры.
Кассовый разрыв рассчитывается по формуле:
Остаток денежных средств = Денежные средства на начало периода + поступления в течение периода – Расходы.
За период обычно берется день, неделя, месяц или квартал. Чтобы вовремя увидеть, что доступные средства стремятся к нулю, расчеты надо делать регулярно, желательно, ежедневно.
Кассовый разрыв неизбежен
Когда по итогам подсчетов видно приближающийся кассовый разрыв, надо в срочном порядке предпринять меры по минимизации его последствий.
Профилактика:
- Сократить/отсрочить необязательные расходы: закупка новой мебели, обучение сотрудников, представительские расходы.
- Заранее взять заем или кредит. Собственник может влить в бизнес собственные сбережения в виде беспроцентного займа. Некоторые банки предоставляют овердрафт (кредит на короткий срок для дебетовых банковских карт)
- Воспользоваться факторингом (финансовой услугой для работающих на условиях отсрочки платежа)
- Договориться о предоплате заказа
- Переговорить с арендодателями и контрагентами о возможных задержках оплаты и договориться об отсрочке платежа
Задерживать зарплату крайне нежелательно. За это грозит материальная (компенсация работникам), административная и даже уголовная ответственность.
Как снизить риск кассового разрыва
Кассовый разрыв может случиться по разным причинам. Единоразово он вряд ли будет губительным для бизнеса. Но если такое происходит регулярно, то необходимо пересмотреть действующую модель ведения дел:
- Планировать финансовую деятельность: вести платежный календарь, делать расчет финансовой модели бизнеса
- Оптимизировать налоги
- Создать финансовую подушку, ежемесячно откладывая деньги с прибыли
- Снизить постоянные расходы
- Реструктуризировать действующие кредиты
- Расширять рынок сбыта, чтобы не зависеть от одного дилера