Госкомпании могут обязать использовать факторинг при работе с малым бизнесом
Крупнейшие госкомпании могут обязать использовать механизм факторинга при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с текстом предложений Банка России, "Корпорации МСП" и "МСП Банка".
По словам источника, ЦБ направил в правительство РФ ряд предложений, направленных на использование факторинга госкомпаниями при закупках у субъектов МСП.
Одно из этих предложений предусматривает подготовку и направление в крупнейшие госкомпании правительственных директив о подключении этих компаний к факторинговым платформам, предоставляющим субъектам МСП возможность привлечения финансирования под переуступку права требования.
При этом в документе ЦБ отмечается, что к настоящему времени "Корпорацией МСП" и "МСП Банком" при участии Банка России уже разработана открытая факторинговая платформа, на которой проведено несколько факторинговых сделок и совместно с ОАО "РЖД" реализуется пилотный проект по использованию этой платформы.
Еще одно предложение ЦБ предусматривает установление для госкомпаний предельного срока - 30 календарных дней, в течение которого они должны будут подписывать документы о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по соответствующему договору (отдельному этапу договора).
Стоит отметить, что, по мнению ряда участников рынка госзакупок, в связи с жесткой регламентацией и электронизацией процессов госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов МСП (такие закупки проводятся только в электронном виде и только на электронных торговых площадках, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок) коррупционные риски смещаются на этап подписания акта приемки. То есть, заказчики могут шантажировать компании, поставившие товар, выполнившие работы, отказом от подписания (или затягиванием подписания) акта приемки и угрозой их включения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Соответственно в этом случае срок оплаты по контракту отодвигается на неопределенное время, что создает дополнительную финансовую нагрузку на поставщиков, поскольку оплата по госконтрактам и контрактам госкомпаний осуществляется только после поставки товара, выполнения работ. Если конкретным контрактом не предусмотрена выплата аванса.
Источник добавил также, что документ ЦБ РФ включает в себя предложение о проработке вопроса перевода процесса заключения и исполнения договоров в рамках закупок госкомпаний в цифровую среду (к настоящему времени это в значительной степени реализовано в рамках госзакупок в том числе с использованием блокчейн-технологий.
По словам источника, первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов уже поручил Минфину РФ, Минэкономразвития РФ и ФАС России проанализировать эти предложения и к 21 марта текущего года подготовить соответствующее заключение. В том числе, проекты соответствующих нормативных правовых актов, если это необходимо.
В настоящее время запрета на использование факторинга, на уступку денежного требования в рамках госзакупок или закупок госкомпаний законодательством не установлено. Однако в сегменте госзакупок использование этого механизма ограничено тем, что Федеральное казначейство не производит оплату на счет факторинговой компании, только на счет поставщика.
Более того, предполагается, что использование факторинга в госзакупках стало неактуальным с вступлением в силу оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые вступили в силу с 1 января 2022 года.
"Реализация нововведений оптимизационного законопроекта предусматривает сокращение сроков оплаты по госконтрактам с 30 и 15 дней до 10 дней, - говорил весной прошлого года замминистра финансов Алексей Лавров. - Причем оплата должна стать автоматической. В такой ситуации использование факторинга в госзакупках станет бессмысленным".
Ранее Ассоциация факторинговых компаний (АФК) оценивала совокупный измеряемый портфель (объем выплаченного, но не погашенного финансирования) российского рынка факторинга по результатам 9 месяцев 2021 года в 1,22 трлн рублей, что на 42% больше аналогичного показателя 2020 года. С января по сентябрь 2021 года на факторинг было передано 9,2 млн поставок, что на 26% больше аналогичного показателя прошлого года. Средняя сумма профинансированной поставки выросла на 34% - до 407 тыс. рублей.
Прежде участники рынка факторинга отмечали, что порядка 60% этого рынка приходится на коммерческий сегмент (b2b). Еще около 25% рынка - доля факторинговых сделок, заключенных в рамках закупок госкомпаний (сегмент 223-ФЗ), 14% - факторинговые сделки в рамках контрактов по капремонту жилых домов (этот сегмент регулируется положениями правительственного постановления №615), оставшийся 1% - доля факторинговых сделок, заключенных в рамках госзакупок.
Также эксперты отмечали, что рынок госзакупок и закупок госкомпаний может стать драйвером роста для рынка факторинга. Так, по их мнению, объем услуг факторинга в госзакупках может достигать 2-3 трлн рублей (при объеме госзаказа в 6-7 трлн рублей), а в закупках госкомпаний - 17-18 трлн рублей.