Как отмечалось в недавнем послании главы государства, корпоративное кредитование находится в стагнации. По мнению аналитиков Halyk Finance, одним из источников роста может стать факторинговая деятельность, которая в последние годы стремительно растет.
Факторинг – это финансирование/кредитование под уступку денежного требования (под уступку торговой дебиторской задолженности). По договору факторинга финансовый агент передает или обязуется передать деньги в распоряжение клиента, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента (кредитора) с этим третьим лицом (должником) (статья 729 ГК РК).
Во многих странах факторинг является очень важной частью корпоративного кредитования, поскольку позволяет компаниям оперативно решать проблемы с оборотными средствами и кассовыми разрывами.
В Казахстане факторинговые операции включены в банковскую лицензию, а сами банки уже много лет являются основными игроками на рынке. Помимо них услуги факторинга с недавних пор начали предоставлять микрофинансовые организации, которые имеют схожую лицензию с банками.
На рынке присутствуют и специализированные факторинговые компании, однако они не подлежат отраслевому регулированию и надзору со стороны АРРФР.
Стоит отметить, что с 2022 года механизм факторинга также можно использовать в государственных закупках. Учитывая большие объемы государственных закупок в Казахстане, существует высокий потенциал для развития факторинга в этом направлении.
На данный момент официальной статистики по факторинговой деятельности в Казахстане нет. Тем не менее имеющиеся данные свидетельствуют о том, что рынок факторинга в стране все еще невелик и недостаточно развит по мировым стандартам. Уровень проникновения факторинга, рассчитанный как соотношение общего объема факторинга к ВВП, составляет всего 0,3%, в то время как в странах Европы этот показатель достигает более 20%.
Несмотря на слабое развитие, рынок факторинга в Казахстане имеет большой потенциал. Согласно недавнему исследованию АБР, объем факторинговых операций в стране в ближайшие 3-5 лет может достигнуть 5,4 млрд долларов.
В качестве ключевых проблем для развития факторинга в Казахстане АБР выделяет отсутствие ясности в отношении классификации активов, а также недостаточную осведомленность участников рынка о факторинге. В соответствии с законодательством уступка денежного требования (дебиторской задолженности) не считается формой обеспечения. Поэтому банки рассматривают факторинг как займ без обеспечения, что вынуждает их классифицировать его как сомнительный актив и создавать необходимые резервы на возможные потери по ссудам.
Несмотря на то, что факторинг может быть выгодной альтернативой традиционным источникам финансирования, многие предприниматели, особенно в случае МСБ, не знают о возможностях факторинга, включая использование цифровых факторинговых платформ.
Помимо вышеперечисленного, на наш взгляд, есть и другие проблемы, которые тормозят дальнейшее развитие факторинга в Казахстане.
Во-первых, как отмечалось выше, специализированные факторинговые компании не подпадают под профильное регулирование, тогда как банки и микрофинансовые организации должны соблюдать требования АРРФР, что создает проблему регуляторного арбитража. Более того, текущие лицензии банков и микрофинансовых организаций не позволяют осуществлять отдельные виды факторинговых операций.
Во-вторых, Казахстан до сих пор не является участником международных стандартов по факторингу. В частности, это касается Конвенции УНИДРУА о международном факторинге (UNIDTROIT Convention on International Factoring) и Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (UN Convention on the Assignment of Receivables in International Trade). Учитывая членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО, а также большие объемы внешней торговли, подобные конвенции могли бы способствовать развитию трансграничного и международного факторинга.
В-третьих, помимо эпизодических отчетов институтов развития, в Казахстане не ведется какая-либо официальная статистика по факторингу. Сложно найти точную информацию об объеме операций и количестве компаний, действующих на рынке, что затрудняет мониторинг прогресса в этой области.
К сожалению, власти пока еще не уделяют достаточного внимания долгосрочному развитию факторинга в Казахстане. "Концепция развития финансового сектора до 2030 года", принятая в сентябре 2022 года, лишь коротко затрагивает вопросы факторинга в части создания платформы по учету электронных счетов-фактур и ряда налоговых стимулов.
"Для полноценной реализации возможностей факторинга мы считаем, что властям необходимо разработать комплексную государственную стратегию, ориентированную на развитие факторинга, в рамках которой будут подробно анализироваться вышеуказанные проблемы и способы их решения. Основной целью стратегии должна быть разработка конкретных планов по развитию факторинга в стране и популяризация использования факторинговых услуг предпринимателями. По нашему мнению, успешное развитие факторинга в Казахстане позволит существенно увеличить объемы корпоративного кредитования, которые находятся в упадке в последние годы", - отмечают аналитики Halyk Finance.